Сайт учителя географии МБОУ "Национальный лицей-интернат имени Г. С. Лебедева г. Чебоксары"

 

Вазюкова Зоя Евгеньевна

 

План-конспект

урока по курсу социальной и экономической географии мира

в 10-х классах

 

Раздел II. Региональная характеристика мира

Тема № 10   Латинская Америка.

Тема урока №3 «Мексика-страна кактусов»

Тип урока: урок практического применения знаний и умений при изучении  новой темы.

Вид урока: смешанный (самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ).

Задача: формировать умение учащихся самостоятельно добывать знания и привить навыки использования этих знаний при решении конкретных задач в процессе изучении предмета географии.

Цели:

1.     Пополнить знания о странах Латинской Америки, конкретно о мексиканском государстве и узнать причину названия Мексики- как страны кактусов.

2.     Заложить и привить учебно-познавательный интерес  учащимся к изучению географии через самостоятельный  процесс добычи информации и передачи ее своим одноклассникам.

3.     Воспитывать у учащихся чувство ответственности и коллективизма при решении  конкретных задач.

Оборудование

1.     ИКТ  (Компьютер, мультипроэктор, экран и диск «Мексика»).

2.     Символика государства Мексики (флаг, гимн, герб).

3.     Кактусы (комнатные)  разных видов.

4.     Стенные газеты, посвященные Мексике и кактусам.

 

Источники информации:

1.     Гожих В.Н. Методы обучения географии. Учебное пособие. ЧГУ, Чебоксары-2001 (с.171-206).

2.     Лаврентьев В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения (методические рекомендации).//Завуч. №1-2005(с.83-88).

3.     Педагогика. Учебное пособие для учащихся в педагогических классов. Под ред. доктора пед.н., профессора В.Г.Максимова. Чебоксары, Чув. Книжное издательство-1999.

4.     А.Томилин. Как люди открывали свою землю.Научно-худож.книга,- М.: Детская литература, 1981 (с.125-146).

5.     Крылова О.В. Материки и океаны. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.3-е издание,М.:Просвещение-2001 (с.214-230).

6.     Максаковский В.П.Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-х классов общеобразовательных учреждений. 11-е издание,- М.:Просвещение, 2003 (с.293-302).

7.     По материкам и океанам. Юж. И Сев.Америка, Евразия, Атлант. и Сев.Ледовитые океаны. Книга для чтения по географии материков и океанов. Составитель Смирнова Н.П.3-е издание, перераб. – М.:Просвещение, 1988 (с.77-79).

8.     Хрестоматия по географии материков и океанов. Пособие для учителя. Сост. Т.А.Смирнова – М.:Просвещение, 1987 (с.262-267).

9.     Я познаю мир. Дет.энцикл.: Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка. Авт.- составитель Л.А.Багрова. Москва, изд.АСТ-1997 (с.420-431)

  Структура урока:

1.     Организационный момент (1 мин.).

2.     Раскрытие темы (40 мин.).

3.     Анализ урока (3 мин.)

4.     Домашнее задание (1 мин.).

 

Ход урока:

 Подготовительный этап (10 мин. до начала урока)

(Оформление кабинета). Кабинет покрыт коричневого цвета паласом (Мексиканское нагорье), то здесь, то там возвышаются конусы вулканов. Весь класс уставлен комнатными кактусами всех видов и размеров. На стенах класса плакаты и стенные газеты, посвященные Мексике (изображения флага, герба; сведения об административно-территориальном устройстве, форме правления, отдельное место (центр) посвящен столице Мексики – городу Мехико, музею национальной культуры, мексиканской кухне и кактусам).

 

I. Организационный момент (1 мин.)

1). Староста класса до начала урока  докладывает об отсутствующих учителю.

2) Представитель команды учащимся класса предлагает совершить путешествие в Мексику – страну кактусов.

 II. Раскрытие темы.

 Ход урока-презентации. Команда из четырех человек одетая по-мексикански (белые шаровары, сандалии, плащи-пончо, сомбреро – головные уборы).

 (Выступление команды учащихся 10 кл.)

Каждый член команды отвечает за свое направление:

1-ый – за столицу Мексики – город Мехико.

2-ой – за мексиканскую кухню и традиции и обычаи.

3-й – за природу Мексики (все о кактусах).

4-ый – за общие сведения о государстве Мексики

Вед. № 1.

– Ребята (уважаемые гости), мы решили организовать вам путешествие в Мексику, не выходя из кабинета географии, поэтому всех приглашаем в кабинет, займите места и начнем путешествие.

 
 

Вед. № 2.

– Мексика – это южный сосед США и расположено это государство на юге Северной Америки, но относится к Латинской Америке, т.е. к той части Америки, которая говорит на языках романской группы, в основе которых лежит латинский язык. Это развивающееся государство, причем «ключевое», по территориальному устройству это федерация, по форме правления – республика, денежная единица –пессо. (Идет демонстрация политической карты, государственной символики и т.д. на экране с помощью мультипроэктора и компьютера)

Вед. № 3.

– До того как в начале XVI в. в Америке появились испанские завоеватели, территорию современной Мексики населяли индейские племена (ацтеки, тольтеки, майя и. др.), достигшие высокого уровня цивилизации (у них были общественные бани, водопровод, и они знали способ консервирования продуктов питания).

Однако в 20 гг. XVI в. небольшой отряд испанцев во главе с Эрнаном Кортесом сумели разгромить государство ацтеков, так как у них было  огнестрельное оружие и лошади (и оружие, и лошадей индейцы никогда ранее не видели).

Испанцы поселились на лучших землях ацтеков – в долине современного Мехико, а индейцев, вытеснив их законных территорий, обрекли на гибель (они умирали от голода, непосильной работы, болезней, привезенных испанцами). Испанцы в жены брали женщин индейцев и появились дети от смешанных браков – метисы.

Позже в Мексику для работы на плантациях завезли негров-рабов из Африки, что привело к появлению людей испанско-негритянского происхождения – мулатов и индейско-негритянского происхождения – самбо. Прямых потомков испанских переселенцев называли креолами.

У испанцев, креолов, метисов, индейцев, мулатов и самбо были различные права. Креолы обладали обширными поместьями (ранчо), метисы были управляющими, прислугой, ремесленниками; негров же даже не считали за людей – это был рабочий скот. Со временем многие метисы стали крестьянами и в начале XIX в. большинство населения Мексики говорило по-испански. Они-то и составили ядро будущей мексиканской нации.

А как же индейцы? Есть ли они сейчас в Мексике? Да есть! Около 1 млн. ацтеков – живут недалеко от столицы г. Мехико, в горах на юго-западе живут тараски, на полуострове Юкотан – полмиллиона майя. В горах на юге Мексики четверть миллиона – миштеки и сапотеки. И все они бережно сохраняют свои древние традиции и культуру.

 
 

Вед. № 4.

– Мексика – это страна гор и вулканов. Если на нее посмотреть сверху, то перед нами встанут вздыбленные вершины хаотично нагроможденных скалистых выступов, бесконечные путаницы горных кряжей, глубокие ущелья, усыпанные россыпями камней долины… Кругом все скупо и строго расцвечено двумя тонами – желтовато-бурым и палево-красным. Суровый, дикий, величественный первозданный пейзаж!

Очень разнообразна природа! Здесь и пустыни, и тропические леса, выжженные солнцем берега океана. Но одно объединяет это разнообразие – это горы, они есть везде. «У каждого селения есть своя гора» – говорят мексиканцы.

Центральная часть Мексики занята Мексиканским Нагорьем, окруженным высокими горными хребтами, которые круто обрываются к равнинам.

На юге Мексиканского Нагорья проходит горная цепь, состоящая сплошь из одних вулканов – Поперечная Вулканическая Сьерра. На земле больше не найти ничего подобного. Именно здесь самая высокие вершины Мексики, например, вулкан Орисаба (5700 м).

Здесь нередки землетрясения, извержения вулканов, а также зарождение новых вулканов.

Мексика богатая страна по природным ресурсам – есть нефть и газ, золото и серебро, свинец и цинк, медь, ртуть и сера.

 

Вед. № 1.

– Самая распространенная природная зона Мексики – это пустыни и полупустыни, заросшие кактусами, агавами и юкками.

На севере Мексики можно увидеть несколько сот видов кактусов. Одни похожи на огромные колючие шары, достигающие 2 м. в диаметре, другие – на крошечные пушистые шарики, а третьи напоминают колонны высотой до 20 м. Кактусы опунции выглядят как колючие лепешки, нанизанные друг на друга. Издали те, что поменьше, напоминают зреющие на бахчах арбузы. Все: и маленькие, и большие утыканы острыми тонкими колючками.

Есть кактусы, похожие на гигантские канделябры – это ферокактусы. Плато Мексиканское – это родина кактусов. Никем непокоренное царство. Удивительно разнообразие их форм и размеров. То они напоминают буквы алфавита, то формы человека или животных, образуют из-за спутавшихся стволов непроходимые заросли. В мягком стволе кактусов бывает несколько отверстий, где живут обитатели этих трехметровых небоскребов. Это и совы, осы, мыши-полевки и даже мексиканский кот.

Частокол из кактусов окружает огород. Отверстия кактусов в ветреную погоду завывают и свистят всем чертям на зависть. Особенно эти звуки странны ночью.

Трудно передать словами все многообразие, всю причудливость внешних форм кактусов. Но еще более поразительно, чем внешний вид, приспособленность этих растений к тем условиям, в которых они находятся.

Их родина – сухое, безводное каменистое плато с сильными ветрами во время гроз. Поэтому стволы кактусов должны обладать немалой механической прочностью, чтобы противостоять порывам ветра, в чем помогают и широко раскинутые под землей корни.

Под толстой кожей ствола, защищенной сверху тончайшей восковой пленкой, надежно укрыта от испарения сочная, мягкая ткань. Ее клетки содержат большое количество влаги, что позволяет кактусам обеспечить себя значительным запасом воды. И естественно, эти живые резервуары вряд ли уберегли свою живительную влагу от животных, если бы не колючки или же специально отравленная вода, чтобы сделать ее непригодной в употребление для других.

 

Вед. № 2.

– В Мексике кактус – весьма полезное растение. Это строительный материал (строят мосты, жилище, дорожные столбы, изгороди и т.д.). Сочная и вкусная сердцевина идет в пищу. Ее готовят различными способами: варят, солят,  маринуют, сушат.

Давайте отведаем маринованных кактусов (маринованные кабачки), из них готовят салаты (напоминает нам салат из  огурцов), готовят и национальные напитки, похожий на наш квас, но только зеленого цвета (преподносят консервированные кактусы и напиток из кактусов «тархун» –  продолжительность 10 мин.). Кактусы цветут и цветут очень красиво! Яркими крупными цветами, которые раскрываются только по ночам, а иногда только на одну ночь или на 1-2 часа. Кактусы – это корм скоту, топливо, лекарства и на них даже разводят тлю кошениль, из которой делают ярко-красную краску. Вот почему кактус изображен на гербе Мексики! И вот почему мы решили вас с ними познакомить и поговорить о них!

 

Вед. № 3.

– Ну а теперь я вас приглашаю на экскурсию по столице Мексиканского государства – городу Мехико. (На экран проектируются изображения столицы Мексики).

Столица страны, город Мехико расположен в южной части Мексиканского нагорья, в долине, окруженной горами.

Испанцы, впервые попавшие в долину, а это было в 1519 году, увидели здесь большой город. Это была столица империи ацтеков Теночтитлан (самый большой город того времени). Здесь жило 300 тыс. человек (а в Лондоне – 200 тыс.). Он был основан 1325 г., как крепость на торговых путях. Испанцы его разрушили до основания и на его месте возвели другой город – Мехико.

В центре Мехико, на площади Конституции, стоит один из дворцов императора ацтеков Монтесумы и ацтекский храм, в котором приносились человеческие жертвы. И дворец, и храм были восстановлены. На этой же площади находится резиденция президента страны – Дворец нации, огромное трехэтажное здание, построенное в XVII в.

Самая широкая и самая зеленая улица – Пасео-де-ля-Реформа. Эта улица – копия Елисейских полей в Париже, она пересекает Чапультенекский парк, в центре которого стоит старинный дворец, в котором жили испанские правители.

На улице Мехико всегда многолюдно. Здесь выступают группы музыкантов, бывают бои быков, состязания всадников.

Мехико славится плавучими садами, этому мексиканцы научились у ацтеков.

Кроме Мехико здесь есть и другие города, это Гвадальхара, Монтеррей, Тампико и Варакруз, Акапулько. Это и морские порты и города-курорты.

Но гордость Мексиканской столицы – Национальный университет. Он основан в 1551 г.

Официальная резиденция президента – находится на Сокало – центральной площади столицы.

Мехико перенаселен – это самый большой город с учетом ложной урбанизации, здесь большие экологические проблемы: это и отсутствие питьевой воды, и загрязнение воздуха. Поэтому предлагают столицу перенести в штат Керетано, в 170 км от Мехико. (Идет демонстрация слайдов, фотографий о Мехико).

 

Вед. № 4.

– Ну что же ребята! Вот и конец нашему путешествию. Мы вам всем хотим преподнести маленький сувенир на память. Это кактусы в горшочках, они колючие и поэтому будут беречь вас от всех бед и напастей. Пожалуйста, любите их, общайтесь с ними, ухаживайте за ними и они у вас непременно зацветут.

До свидания!

 

III. Анализ урока:

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим организаторов этого путешествия и перечислим все то, о чем мы сегодня узнали на уроке (идет перечень учащимися класса всех  фактов и сведений о Мексике и кактусах).

Хочется отметить, что весь этот урок подготовила и провела команда ребят самостоятельно, познакомив нас в интересной форме с государством Мексика, ее историей, природой, обычаями, кухней и традициями. Теперь мы узнали почему символом Мексики является кактус, и я надеюсь, что знания эти вам пригодятся в дальнейшем. Я оцениваю работу команды по трем критериям: за оформление кабинета ставлю отлично, за содержание урока – отлично, за сценическое исполнение – отлично.

 

IV. Домашнее задание.

Подготовиться к письменной контрольной работе по теме «Латинская Америка».

 

© zoya-vazyukova

Сделать бесплатный сайт с uCoz